Чернобыль - одна из страниц истории летчика из Кобрина
Маленький Ванюшка Ковальчук на вопрос, кем хочет стать, когда вырастет, всегда уверенно отвечал – летчиком, конечно! Взрослые почему-то посмеивались – мол, летать ему охота. Ваня засыпал родителей вопросами – а что над облаками? А где край земли? А когда солнышко просыпается над горизонтом, как оно выглядит? А почему море соленое? Но вместо ответов получал очередное задание – то нахальную козу из огорода соседа выгнать, то крапивы поросятам надергать – в деревне забот невпроворот круглый год. Ванюша не обижался – некогда им небо рассматривать. Но для себя решил – когда-нибудь встретит рассвет высоко над облаками.
Шаг к мечте
Старший брат Генрих поступил в инженерное авиационное училище г. Даугавпилс. Когда младший, Иван, заявил, что хочет летчиком стать, мать только руками всплеснула: «Опять за старое сын взялся! Ну в кого ты такой? Во всей деревне Дятловского района летчика не сыскать! Доктор – это да, профессия. А чего ты в небе не видел?» Отец пытался держать нейтралитет, выбор сына уважал. Иван, счастливый, прошел медицинскую комиссию, выдержал высокий конкурс и уже было стал студентом училища гражданской авиации в Красном Куте. Да вот незадача – АН-2, именуемый в народе «кукурузником», предложенный в качестве летательного аппарата, парня не устроил – хотелось более современную и солидную технику.
Поэтому он, не раздумывая, попросился… служить. Отдав долг Родине, Иван опять сделал шаг к мечте – в 1972 году поступил в военно-авиационное училище, спустя два года он уже учился в Саратовском высшем военном училище летчиков, которое окончил с отличием. Молодого лейтенанта отправили служить в Белорусский военный округ, а именно – в Кобрин.
В училище первые навыки управления воздушным судном Иван Ковальчук получил на вертолете МИ-1. Потом управлял МИ-4 и МИ-8. Этот воздушный транспорт компактный, небольшой грузоподъемности и довольно мобильный. Летали в основном над Беларусью, реже – над Россией и Украиной. В 1982 году Ивану предложили пересесть на военно-транспортный вертолет МИ-26. Это была мечта любого военного летчика – на тот момент новая техника четвертого поколения грузоподъемностью 20 тонн и самая большая в мире до сих пор. Выполнять десантно-транспортные задачи на таком – одно удовольствие!
Над Чернобылем
Чернобыль – одна из страниц биографии молодого летчика. Ему, как и многим ребятам из Белорусского и Киевского военных округов, из России, что дислоцировались на Черниговском аэродроме, пришлось выполнять задание – засыпать в разрушенный чернобыльский реактор свинец и доломит. Иван до сих пор помнит эту высокую трубу, возле которой нужно было пролетать предельно осторожно, чтобы не зацепиться, а справа от ее основания – зияющий реактор под разрушенной крышей.
Из него постоянно валил густой дым, который, казалось, даже сильнейший ветер не в силах был разорвать. Вертолеты нескончаемой вереницей пролетали над реактором и сбрасывали над ним с внешней подвески свинец и доломит. Права на ошибку нет – рядом уцелевшие здания не должны быть повреждены с воздуха.
– В первый день сделал над реактором 17 полетов, на второй – уже 23, а потом и вовсе не считал, – рассказывает Иван Антонович. – Нам сказали, что допустимая норма облучения – 25 рентген. Индивидуальные дозиметры после каждого вылета «зашкаливали». Но нам, поверьте, было не до этого – нужно было побыстрее ликвидировать последствия катастрофы. К сожалению, многих из тушивших пожар не стало среди живых уже спустя год-два…
Многие его коллеги были доставлены в Москву на лечение, а Иван Ковальчук оказался на больничной койке Минского военного госпиталя 28 апреля. Врачи разводили руками и ничего не объясняли. Из лечения – горы активированного угля и хлористый кальций.
Летчик чувствовал себя неплохо, но результаты анализов крови не позволяли ему вернуться к полетам. Только осенью после тщательного медобследования его допустили к ручке управления вертолетом.
По материалам: https://brestcity.com/blog/kambodzha-greciya-chernobyl-istoriya-letchika-iz-kobrina
|