Субботний день 26 апреля 1986 года. Сотрудник Хойникского РОВД лейтенант милиции Павел Ященко был на службе. А по городу уже с утра поползли слухи о том, что рвануло на Чернобыльской АЭС, там бушует пожар. Страшную новость по телефону сообщили своим родственникам жители Хойников, которые работали в Припяти, городе атомщиков. Расстояние между этими городами было небольшим, составляло около 50 км.
Атомная электростанция находилась на украинской территории, в месте впадения Припяти в Днепр. А за Припятью, на белорусской стороне, начинались земли Брагинского, Хойникского, Наровлянского районов Гомельской области.
Личный состав Хойникского РОВД был поднят по тревоге. Что делать, никто не знал, потому что не было никаких указаний. Они поступили чуть позже и касались обеспечения правопорядка, охраны социалистической собственности, имущества граждан. А еще из поступивших сообщений милиционеры узнали, что установлены 10-километровая и 30-километровая зоны на удалении от Чернобыльской АЭС.
Сотрудникам милиции была поставлена задача по эвакуации жителей из зоны заражения, содержащихся на фермах крупного рогатого скота и свиней. «Всем этим занимался я вместе с сослуживцами, - вспоминает далекое непростое время Павел Ященко. – Людям разрешалось взять с собой только чемодан с вещами. В брошенных домах остались бытовая техника и другое имущество, нажитое за долгие годы».
Местные милиционеры должны были не допустить случаев мародерства на оставленных людьми территориях. Позже им на помощь стали прибывать со всего Советского Союза армейские подразделения, техника, сводные милицейские отряды.
В населенных пунктах началась дезактивация, появились пункты специальной обработки автотранспорта на оживленных дорогах. В ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС была задействована вся экономическая мощь Советского Союза.
Милиционерам выдали индивидуальные дозиметры, которые надо было сдавать через неделю и получать новые. Форменное обмундирование поменяли на полевую спецодежду. Месяц поносил ее - и в утиль. По-другому никак, потому что зашкаливали показания дозиметров. Пистолеты, автоматы тоже накапливали радиацию, но менять их не было возможности. По Хойникам и деревням ездили бронетранспортеры, другая специальная военная техника.
«Всего сутки нам дали на эвакуацию беременных женщин и семей с маленькими детьми, - говорит Павел Федорович. - Их надо было доставить в безопасное место, к родственникам. Через сутки милиционеры должны были вернуться обратно к месту своей службы. Несмотря на жесткие требования, никто из моих коллег не написал рапорт об увольнении из органов МВД».
На второй или третий день после аварии на АЭС, подгоняемые любопытством, Павел Ященко и еще один его молодой коллега сели на мотоцикл «Урал» с коляской и поехали в сторону атомной электростанции, чтобы посмотреть, как она горит. По лесным дорогам, окутанным вечерним полумраком, добрались до Припяти и с расстояния 5 километров увидели завораживающе-пугающее зрелище: исходящий от огня темно-багровый свет тянулся, казалось, до самых звезд.
В том же 1986 году в Хойники приезжали высшие должностные лица БССР и СССР, говорили, что людей эвакуируют ненадолго, вскоре они вернутся в родные места. Однако время шло, а радиационная обстановка не улучшалась, и многие из эвакуированных жителей Хойникского района тогда поняли, что нет дороги назад.
В чернобыльскую зону приезжали ученые из Японии, Германии, исследовали землю, воду, растительность. Позже на загрязненной территории был образован Полесский радиационный заповедник. Специалисты проводят там научные исследования о влиянии радиации на животных, растения, атмосферный воздух.
В 1991 году Павел Ященко покинул родные места – его перевели для продолжения службы в Сморгонский РОВД. Прошел все ступеньки служебной лестницы, дослужился до первого заместителя начальника отдела внутренних дел. Потом был назначен на должность начальника Ивьевского РОВД.
После выхода в отставку вернулся в Сморгонь. Теперь возглавляет Сморгонский межрайонный отдел государственной экологической экспертизы.
И хотя Павел Ященко несколько десятков лет живет в Сморгони, он не забывает о родных местах, бывает в Хойникском районе, где остались его родственники.
Юрий ЯНУШКЕВИЧ.
Фото автора.
Павел ЯЩЕНКО.
Удостоверение ликвидатора.
http://www.shliah.by/news/obshhestvo/news19635.html
|